fbpx
Художественная роспись для Бизнеса в Москве и МО

Новый взгляд на создание социокультурной среды на производственных площадках

Автор:
Максим Филатов
Рубрика:
Локальный маркетинг
/ 1777 Просмотров

Социокультурная среда влияет на мышление как одного человека, так и целых коллективов. Профессор нейробиологии Семир Зеки экспериментальным путем доказал, что цвет и изображения способны активизировать разные участки головного мозга.

Социальная культура - это триединство воздействия на человека - визуальное, интеллектуальное и коммуникативное. Когда упускается одна из составляющих, эффект снижается. Сегодня и в мире, и в России компании уже подошли к осознанию того, что социокультурная среда в организации - важная составляющая прогрессивного управления бизнесом.

Новый взгляд на создание социокультурной среды пока в стадии формирования и недостаточно популярен. В этой статье мы предлагаем посмотреть на проблему в аспекте роли современного художественного оформления производственных площадок.

Что формирует социокультурную среду на производстве?

Социокультурную среду формирует все, что окружает человека, работающего в отдельно взятой организации:

  • Корпоративная культура
  • Взаимоотношения с коллегами
  • Культура рабочего места
  • Цель и миссия компании, которую транслирует руководство
  • Ценности
  • Окружающее пространство

Важно, чтобы человек, пропуская это сквозь себя принимал это в позитивном ключе и разделял их. Только в этом случае можно говорить о столь важных явлениях как адаптивность, лояльность и вовлеченность каждого из сотрудников. Ведь благодаря им компания не теряет на “текучке” кадров, а зарабатывает.

Лояльность сотрудников компании - это то, что удерживает их на местах. Она зависит от многих факторов, в том числе и от общего мнения о комфортности и обустроенности рабочей зоны. Стильное и современное оформление пространства - это то, что формирует позитивный образ предприятия и культуру рабочего места в сознании всех сотрудников. Работа по созданию образа престижной работы даже на должности разнорабочего начинается с нематериальной базы.

Если обратиться к ретроспективе советского прошлого, отголоски которого можно наблюдать и сегодня на территории всех стран бывшего СНГ, то для многих заводов, построенных в советское время, характерна большая территория, с аккуратными дорожками, благоустроенной территорией и довольно красивой проходной.

Со временем произошла переоценка ценностей, но человеческая природа не изменилась. Стильно оформленное, современное, аккуратное место работы, где есть общие цели и единая корпоративная культура, будет априори престижнее, чем другое при равных уровнях заработной платы.

Что давала социокультурная среда советского времени обществу?

Влияние социокультурного контекста - изображений, надписей, скульптуры и архитектуры - на общество было замечено давно, и в разные исторические периоды использовалось по-своему. Чтобы не углубляться в историю, достаточно вспомнить советское время.

Какие образы и сюжеты формировали реальность советского человека с детства? Монументальная живопись в школьных столовых и на фасадах дворцов пионеров изображала счастливое детство, героев, подвиг советского человека и трудящихся, картины светлого будущего. Они программировали детей на взращивание определенных личностных качеств, формирование желаемых моделей поведения. И это работало.

Вспомним, к примеру, детей, рожденных в 60-е. Они жили в сформированной идеологической среде. И в 80-е годы имели возможность проявить свои качества, спасая мир от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986, спасая пострадавших от землетрясения в Армении в 1988. Отсюда можно сделать вывод, что система работала в долгой перспективе.

Позитивные картины и витражи, повествующие о подвиге Homo artifex (“человека трудящегося”), о бережном отношении к вещам, которые производит человек, об уважении к труду украшали универмаги, проходные заводов и парки культуры. Все это сдобрено было надписями из народной мудрости - поговорками и пословицами - “Хлеб всему голова”, “Делу время - потехе час”, “Кто не работает, тот не ест”.

Микс изображений с лозунгами воплотился в плакатах. Они так или иначе затрагивали практически все сферы жизни:

  • Соблюдение норм и правил поведения
  • Трудовое воспитание
  • Борьба с вредными привычками
  • Выполнение и перевыполнение плана
  • Великая цель - построение коммунизма, мировое господство, построение развитого социализма, победа и т.д.

Все это дополняли совместные мероприятия-праздники: первомайская и ноябрьская демонстрации, новогодние капустники, профессиональные праздники, когда на общих собраниях обсуждались результаты работы коллектива, достижения, ставились новые цели.

Еще один нематериальный способ поощрения - это доска почета, признание трудового подвига, заметка в газете, публичное награждение и т.д.

Если мы заглянем в советские романы в стиле соцреализма, то увидим типичного трудового человека, для которого завод есть жизнь. Там люди знакомились, встречались, женились, растили детей, которые подрастали и шли на завод. Вот где лояльность, которой современные компании в условиях глобализации могут только позавидовать!

Анализируя графическую составляющую в формировании социокультурной среды, становится очевидно, что этот фон влияет на формирование ценностей опосредованно. Он задает контекст, который человеческий мозг считывает преимущественно неосознанно. Такая информация попадает в подсознание, которое и управляет поступками человека на эмоциональном уровне.

Научный подход к вопросу влияния социокультурной среды на человека

Изучение влияния среды на индивида и социальную группу уже несколько десятилетий в разных аспектах волнует умы ученых, как теоретиков, так и экспериментаторов.

Семир Зеки - известный нейробиолог - вывел понятие нейроэстетика. По его мнению, мозг более склонен к восприятию красивых визуальных образов. Разные изображения и цвета по-разному воспринимаются мозгом и вызывают различные чувства и эмоции. Постоянное пребывание в красивой обстановке способно позитивно влиять на позитивное абстрагирование зрительных образов. По мнению нейробиолога, влияние зрительного и словесного образов в совокупности с цветовым фоном формирует целостный образ, который вписывается в картину мира человека за счет многократных повторяющихся созерцаний.

Эксперименты Филиппа Зимбардо в Стендфортском университете доказали, что влияние среды и обстановки на поведение человека чрезвычайно сильное. Поведение человека в мрачной обстановке, по большей части негативное, агрессивное либо подавленное. Верно и обратное. Если ту же обстановку сделать яркой, задать позитивную программу ее восприятия и добавить визуальные ценностные образы, то измениться и поведение человека.

Ник Коленда изучил и систематизировал знания и исследования по психологии цвета. По его мнению это не околонаучные теории, а вполне работающий инструмент, который многие бренды используют в маркетинге. Его восприятие зависит от культуры, гендерной принадлежности, прошлого опыта. Немало зависит и от оттенка, интенсивности цвета.

По мнению исследователей психологии цвета, “хорошим” цвет делает триединство уместности, эстетика и общепринятое значение. Более того, сочетая разные цвета с позитивным подкреплением можно сформировать устойчивую ассоциативную связь со знаком “+”.

Учитывая научные исследования последних тридцати лет становится очевидным, что оформление производственных площадок, цехов не является излишеством. Это инструмент управления человеческими ресурсами. И если оформление интерьера в офисах является естественным, то заводы и фабрики не уделяют этому вопросу должного внимания. В лучшем случае, стены просто аккуратно окрашены в нейтральный белый цвет. Нечасто, но встречаются отраслевые изображения в местах общего пользования - коридорах, столовых, вестибюлях.

Тем не менее, есть крупные предприятия, которые уже сегодня осознанно используют возможности графического воздействия на формирование “правильных” ценностей у своих сотрудников.

Ирина Александровна Урмина посвятила свои теоретико-практические исследования социокультурной среде современных организаций. Анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых, практический опыт и эмпирические наблюдения, она пришла к выводу, что социокультурная среда предприятия или любой современной организации необходима для примирения разноплановых интересов отдельных социальных групп. С ее помощью, по ее мнению, можно сместить акцент с личностных интересов на корпоративный, чем снизить конфликтность внутри коллектива.

Современный опыт использования социокультурной среды

В 90-2000-х произошла смена ценностных ориентиров. То, что в 30-70-е работало, сегодня не работает. Вернее не работают идеи, а инструменты как раз вполне рабочие, только их нужно “заточить” и пересмотреть правила использования в современных условиях. Российские и зарубежные исследователи влияния социальной культуры на бизнес единогласно сходятся на мысли, что она играет существенную роль в успешности организаций наряду с компетентностью сотрудников и управленческой стратегией. Крупные производства, например Siemens, “Северсталь”, начали использовать элементы графического оформления как часть социальной культуры предприятия.

Завод “Северсталь” имеет несколько филиалов в разных областях РФ. Все они имеют презентабельный и узнаваемый вид. Это обеспечивает оформление в корпоративных цветах. В то же время Череповецкий филиал “Северстали” создал уникальную в корпорации социокультурную среду за счет оформления фасадов зданий и инфраструктуры. С одной стороны, индустриальный пейзаж хорошо вписался в городскую среду, облагородил ее, с другой - проявилась забота о сотрудниках, престиже предприятия и транслировались в массы ценности компании, гордость за предприятие.

Завод SIEMENS, например, работая над производством электродвигателей для “Ласточек”, воспользовался графикой в стенах завода для визуализации истории развития компании. Масштабный красивый рисунок стал не только украшением, но и выполняет роль нематериальной мотивации сотрудников. Напоминание о значимости работы каждого, с одной стороны, повышает самооценку сотрудников, а с другой - способствует повышению качества выполняемой работы.

Долгоиграющий графический мотиватор - элемент социокультурной среды, которая влияет в той или иной степени на каждого сотрудника.

Оформление производственной площадки как элемент социальной культуры

Любое производство выглядит презентабельно, если его территория, здания и внутреннее пространство производственных площадок, складов и инфраструктуры отремонтированы и оформлены в едином и современном стиле. Современное технологичное оборудование в облупленных серых стенах выглядит убого. В то же время ценности, цели, масштабность мышления и развития компании можно доносить до каждого сотрудника через визуальные образы, расположенные на стенах. И на это необязательно тратить миллиарды. Показательным стал кейс дизайн-студии Артемия Лебедева по оформлению завода “Северсталь”. Дизайнерам удалось подчеркнуть индустриальную мощь предприятия, сделать визуальную разбивку территории по секторам. Мощь и масштабность завода удалось показать в столовой на своде, расположив там карту трубопровода. Современная дизайнерская мебель на пульте управления новой доменной печью подчеркивает стиль и ультрасовременные технологии работы.

Еще один пример - Сахалинская ГРЭС-2, введенная в эксплуатацию в 2019 году. Яркие цвета, графические элементы выделяют предприятие.

Какие проблемы и задачи может решать художественное оформление на производстве?

Если вы считаете, что художественное оформление производственных площадок и цехов это нецелесообразное расточительство, то заблуждаетесь. Опыт прогрессивных предприятий, как в России, так и в развитых странах Европы, показывает, что оформление производственного пространства способствует решению ряда задач.

Формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура складывается из множества мелких деталей. Оформление цехов в корпоративных цветах на подсознательном уровне создает ощущение корпоративного единства, сопричастности целям компании и общей цели у сотрудников всех уровней взаимодействия.

Информирование. Визуально оформленная информация легче воспринимается и запоминается. Инфографика на стенах производства может напоминать о технике безопасности, соблюдении технологического процесса или о значимости вклада каждого в одно общее большое дело.

Внутренний маркетинг компании. Наши специалисты разрабатывают креативную концепцию на основе тех внутренних потребностей компании, которые существуют. Вдумчивый комплексный подход помогает подобрать то, что даст максимум выгод компании от оформления конкретного производственного пространства.

Компания SPLAT (ООО «Сплат Глобал») занимает второе место по объёмам на российском рынке, уступая лидерство лишь международному бренду Colgate. Возможно этому способствует стильное и мотивирующее к развитию оформление производственной площадки.

Даже в цехах металлургических предприятий есть место напоминанию о соблюдении технологии производства.

Навигация. В большом цеху, ангаре, на складе сложно ориентироваться. Создание визуальной креативной навигации упрощает эти задачи, ускоряет перемещения и способствует соблюдению производственного процесса, что ускоряет адаптацию новых сотрудников и предупреждает нарушения среди трудящихся.

Решение HR-задач. Управление человеческими ресурсами - трудоемкий, сложный и дорогостоящий процесс. Часть этих задач могут выполнять стены. Схемы, надписи, цитаты, рисунки и инфографика - все может помогать мотивировать, адаптировать и доносить ценности компании до каждого, формировать образ престижа работы на этом производстве и способствовать формированию лояльности сотрудников.

  • Сплочение. Сегодня идет процесс поглощения гигантами производства более мелких и менее успешных заводов и предприятий. Так, в разных регионах появляются филиалы одного крупного предприятия. Помимо единства на бумагах целесообразно формировать корпоративное единство, которое лучше всего визуализируется при едином оформлении. Каждый сотрудник, попадая на предприятие в другом регионе быстрее проходит адаптацию, видя привычное оформление, что сказывается и на его производительности. Сплоченность вокруг корпоративных ценностей у сотрудников филиалов способствует увеличению вовлеченности в рабочий процесс, что ведет, свою очередь, к росту эффективности работы предприятия в целом.
  • Мотивация. Нематериальная мотивация - мощный инструмент управления трудовым коллективом. Правильно расставленные акценты на целях и достижениях мотивируют трудовой коллектив на новые свершения. Визуализация достижений, целей на близкое и далекое будущее, визуально и понятно оформленная информация о соблюдении техники безопасности, этапах производства и т.д. мотивируют на подсознательном уровне.
  • Производительность. Психологи довольно давно изучают психологию влияния цветов и оттенков на поведение человека, в том числе и на его производительность. При разработке концепции дизайна производственных помещений наши дизайнеры учитывают ряд факторов: вид деятельности работников, их возраст, половая принадлежность, значимость качеств, способствующих эффективности и т.д. Исходя из этого, они подбирают сочетание цветов, которые максимально учитывают эти факторы, чтобы способствовать повышению производительности рабочих.
  • Адаптация и соблюдение технологии. Удобство и постоянное напоминание ненавязчиво ускоряет процесс адаптации новых и временных сотрудников, способствует снижению риска нарушения правил и технологии за счет визуальных напоминаний.

Графика, как элемент социокультурной среды на предприятиях

Сегодня графика в оформлении производственных площадок скорее инновация и редкость. Мелкие производства не осознают ценности этого вида оформления, поэтому не готовы вкладывать в это средства. Для многих предприятий социокультурная среда - это задача далеко не первоочередная, поэтому и финансирования на эти цели нет.

Художественное оформление цехов и производственных площадок актуально для тех, кто настроен на строительство и продвижение социально ориентированного производства. Внутреннее художественное оформление производственного пространства актуально для:

  • Крупных предприятий с множеством филиалов
  • Заводов с множеством цехов и производственных площадок, чтобы создать единую концепцию объединения;
  • Производств, использующих здания цехов из советского прошлого. Если монументальным постройкам придать современный и стильный вид, сотрудники будут воспринимать работу на этом производстве более позитивно.
  • Крупных современных заводов и фабрик с площадью цехов более 200 м2.
  • Оформления производственных площадок, складов и ангаров.

Оформление не обязательно должно быть дорогостоящим. Возможны сравнительно бюджетные варианты в оформлении, которые могут сэкономить более крупные суммы. Ведь поиск, обучение и адаптация даже десяти специалистов - это сотни тысяч рублей. Используя оформление, можно снизить “текучку” кадров в несколько раз.

Способы оформления производственных цехов

При оформление производственный цехов, площадок и помещений важно учесть множество основополагающих факторов.

В первую очередь, это основная цель. Какую проблему или задачу нужно решить с помощью графики? Информирование, трансляция ценностей, повышение техники безопасности, напоминание о соблюдении технологического процесса, гордость...

От цели зависит практически все: от темы до сочетания фоновых цветов, выбора надписей и фигур.

Во-вторых, дизайнеры-разработчики макета могут учесть и вторичные микроцели, которые относятся к разряду внутреннего маркетинга предприятия. Изображение на стенах может повлиять на восприятие сотрудниками продукта, над производством которого они работают, осознать ценность своей деятельности.

Оформление производственной площадки предполагает нанесение основного цвета-основы, рисунков и фигур в соответствие с дизайн-макетом, надписей.

  • Нанесение цвета-основы на стены. Это может быть один или несколько цветов в корпоративном стиле или с учетом психологии цвета ориентированной на внутренний маркетинг компании.
  • Нанесение рисунка. В зависимости от целей и специализации предприятия можно наносить изображения конечного продукта, визуализацию глобальной цели или миссии, ценностей компании, картин, отображающих специфику рабочего процесса и т.п. Популярный мотив - история развития компании и продукта, эволюция предприятия. Другой тренд - это предприятие или продукция на карте. Оба мотива работают на осознание масштабности предприятия и ценности продукта.
  • Инфографика. Схемы, сочетание рисунка и текста, карт, схематичных рисунков, карты технологического процесса или основных этапов производства - все это носит информативный характер, однако может вызывать и определенные чувства: гордости, желания действовать, сплоченности, радости, осознанности, уверенности и сопричастности.
  • Надписи. Цитаты, трансляция ценностей, информаторы - все это способно влиять на настроение и настрой каждого из сотрудников. Надписи как элемент навигации способны не только упрощать ориентацию в пространстве, но и создавать хорошее настроение.
  • Суперграфика. Не однотонность, а сочетание геометрических фигур, графических элементов, узоров, создание акцентов в оформлении - все это также можно использовать в оформлении цехов, как в производственной части, так и в коридорах, холлах и вестибюлях, если такие предусмотрены.
    Суперграфика может также быть элементом зонирования в цеху или на производственной площадке. Может наноситься как на стены, так и на пол, либо иные конструктивные элементы строения - балки, колонны и т.д.

Работа над созданием социокультурной среды на современных предприятиях - важная часть создания эффективной команды. Смена ценностей произошла и сейчас стадия работы над созданием новой социокультурной среды на производствах, которая учитывает компромисс между потребностями компании и сотрудников сегодня и в ближайшем будущем, ценности постиндустриального общества и возможности отдельно взятого предприятия. Художественное оформление имеет широкие возможности, как эстетические, так и практически востребованные.

Больше статей по аналогичной тематике:
Оцените статью и оставьте Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на информационную рассылку
и получайте полезную информацию:
Хотите так же?